Постоянные читатели

пятница, 27 апреля 2012 г.

Никитины.

Я рассказала о своей семье, о семье моих родителей. Но у моих детей и внуков есть отец и дедушка. Его фамилию я ношу. Его семья тоже стала для меня  родной.
Никитины - фамилия новгородская. После окончания мужем Политехнического института мы два года отработали в г. Остров Псковской области. Так вот там живут в основном люди с фамилиями, на которых Русь держится: Ивановы, Петровы Алексеевы, Фёдоровы, Никитины...
Даже сейчас жена сына (а живут они в Питере), приводя детей в поликлинику, вынуждена называть не только имя и фамилию, но и отчество деток, чтобы взять карточку - так много однофамильцев.
Ленинград вошел в мою жизнь в 1970 году, когда я поступила на филфак Ленинградского университета. Познакомилась с будущим мужем. Его мать жила в г. Березники, Пермской области, отец - в г. Томске. В Ленинграде жили его дядя и две тётушки. Они есть на свадебных фотографиях, но качество снимков оставляет желать лучшего (что взять со студенческой свадьбы?) Тогда не было пышных торжеств, приглашенных фотографов. А на снимке из ЗАГСа - мелкие лица, никого толком не видно.
Зато сохранилась фотография 1937 года. Большая семья Никитиных ещё в полном сборе.



 Сидят: мой свёкор, Никитин Евгений Григорьевич, его отец, Григорий Минаевич, его мать, Евдокия Никитична, Его сестра, Клавдия Григорьевна, её муж, Иван Моргайлик. Стоят: младший брат, Николай и младшая сестра, Александра.
Николай 22 июня 1941 года был на военных сборах. Прошел всю войну в пехоте.
Евгения Григорьевич был эвакуирован вместе с заводом в Томск. Работали с колёс, под открытым небом.
Григорий Минаевич умер в 1942 году во время блокады. Он работал на макаронной фабрике, где с 1941 года наладили производство сухарей для фронта. Умер от голода. Похоронен на Пискарёвском кладбище.
Иван Моргайлик  во время   разработал новый тип гранаты, за что был награждён орденом Трудового Красного знамени. Эвакуирован в 1942 году в Пятигорск, там и умер от дистрофии.

Я решила посмотреть в сети про эти гранаты. Да, действительно.

Во время войны ленинградскими предприятиями был освоен в производстве вариант запала для гранаты с использованием одной из марок охотничьего пороха вместо особого трубчатого пороха. В 1942 году на АНИОПе («Ржевский полигон») производились испытания такого запала под обозначением «РР-42» для гранаты Ф-1. Гранаты с запалами РР-42 были запущены в серийное производство только на предприятиях Ленинграда. Эти внедрения были временными. Были и другие примеры не совсем обычного производства гранат в годы войны.
Евдокия Никитична с дочерьми и маленьким внуком Юрой была эвакуирована в Пензу..
Сейчас никого из тех, кто снят на этой фотографии, уже нет в живых. От большой семьи остались внучки Клавдии Григорьевны, уже взрослые, и внуки и сын Евгения Григорьевича -  мой муж и мои дети.








Маленьким Насте и Саше, ленинградцам в пятом поколении (несмотря на то, что Игорь родился в Перми), продолжать традиции семьи. 
Дедушка моей снохи Юли, Лузин Владимир Александрович, прошел всю войну. Был мобилизован в 1941 году, вернулся в родную Острожку (Оханский район Пермской области)
только в 1947.
Дай Бог вам, дети, знать пушку только в качестве спортивного снаряда, но не забывать, для чего она предназначена.


6 комментариев:

  1. Да, Тёма пока так пушку и знает. Запомнил ведь, как летом лазал. Увидел сюжет в новостях о подготовке к параду, и заявил, что это для лазанья пушки. Он же лазал по таким. ВОТ И ПУСТЬ БУДУТ ДЛЯ ЛАЗАНЬЯ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олечка! У тебя есть эти снимки, выложи. И пару строк про Елыкомовых напиши, пожалуйста!

      Удалить
  2. любимая (и самая грустная тема) рассматривать с дочками фото их прадедов и прабабушек. перебирать ордена и медали, объяснять пути ВОВ в нашей семье (чем ни урок географии) ... Очень скучаю по дедушке , который меня воспитал, а в эти майские дни особенно тоскливо! спасибо за Ваши воспоминания! так должно быть...
    Татьяна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы, наверное, ровесница моей младшей дочери. Мои тоже всегда деда вспоминают. Столько вопросов, а ответить уже некому: нет ни его, ни мамы моей. Сейчас главное расспросить тех, кто ещё жив. Раньше как-то не задумывались об этом...А они уходят...

      Удалить
    2. 32 мне )))
      мы с ним одни жили... я всё расспросила, всё записала, много фото, мало рассказов о двух годах концлагеря в Польше после Сталинградской битвы. а потом и про остальных прадедов собрала информацию. теперь точно знаю, пойдём в школу, будем самую лучшую стенгазету делать с дочками к 9 мая))))

      Удалить
    3. Вы просто молодец! Редко сейчас такое ...

      Удалить